Специальное рекламное размещение
Mini на Дакар 2015.
Все будет ALL4.*

35 лет Дакара.

*ALL4 — система полного привода
Как менялся самый сложный ралли-рейд на планете

История знаменитого ралли-марафона «Париж – Дакар» началась в 1977 году. Именно тогда французский мотоциклист Тьерри Сабин заблудился в ливийской пустыне во время автопробега «Абиджан – Ницца». Спортсмен провел в Сахаре несколько дней, прежде чем смог вернуться к людям. Сабин едва не погиб, но первое, о чем он подумал, оказавшись дома во Франции – это невероятные пейзажи Сахары, ночи в пустыне и недоступные европейцам красоты африканского континента.

Тьерри не просто решил вернуться – гонщик задумал организовать самый жаркий и живописный ралли-рейд на планете. Так появился «Париж – Дакар» – марафон, который в полном соответствии с названием начинался в Париже, а финишировал в Дакаре. На пути из Франции в Сенегал участники проезжали по Алжиру, Нигеру и Мали: на территории двух последних располагается пустыня Тенере – самый ветреный и безжизненный участок Сахары, который прозвали «пустыней в пустыне». Здесь в 1983 году заблудились более 40 экипажей. Живыми вернулись не все. Для возвращения в цивилизацию некоторым потребовалось четыре дня – так новые участники ралли-рейда смогли повторить приключение Сабина, оставшись с пустыней один на один.

Первый «Париж – Дакар» в истории продолжался двадцать дней. С 26 декабря 1978 года по 14 января 1979 года 170 участников преодолели пять с половиной тысяч километров, разбитых на шестнадцать спецучастков в пяти странах Европы и Африки. На старт допускались мотоциклы и автомобили. Первыми победителями стали французы: на двух колесах быстрейшим оказался Сирил Нево, а в зачете внедорожников лучший результат показал Ален Женести. Позднее Нево станет одним из символов «Париж – Дакара»: француз выиграет пять марафонов и поставит первый ориентир для рекордсменов ралли-рейда.

«Вызов для тех, кто решился. Мечта для тех, кто остался». Этот девиз «Париж – Дакара» придумал его основатель; в первый же год Тьерри Сабин понял, что двухнедельная гонка по пустыне становится наркотиком, отказаться от которого не в силах ни один любитель адреналина. Только здесь человек может оставаться один на один со стихией и при этом перескакивать барханы на скорости 150 километров в час, время от времени пролетая мимо берберских деревень и невероятных скал Центральной Сахары.

Сам Тьерри навсегда остался частью Дакара: на гонке 1986 года вертолет, в котором летел Сабин, попал в песчаную бурю и разбился. Основатель марафона погиб на месте, вместе с ним в катастрофе погиб французский певец и композитор Даниэль Балавуан. С тех пор организацией ралли-рейда занимается отец Тьерри Жильбер Сабин. Прах основателя гонки развеяли по ветру над Сахарой – местом, которое вдохновило его на подвиги, несколько раз спасало жизнь, а в итоге навечно соединилось в памяти с легендой Тьерри Сабина.

В 1980 году к мотоциклистам и внедорожникам присоединились грузовики – так Дакар стал таким, каким его знают современники. Из года в год каждый январь на старт выходили сотни энтузиастов и искателей приключений, которых не пугали перепады температур, тарантулы, раскаленный песок и отсутствие элементарных удобств – все эти люди жаждали почувствовать себя первопроходцами и сыграть с природой один на один. Среди участников были обычные автослесари, профессиональные гонщики, спортсмены-горнолыжники, владельцы предприятий, фермеры и даже политики. На «Париж – Дакаре» разница между ними стиралась, перед лицом пустыни беззащитным оказывался каждый.

В первые годы «Париж – Дакар» считался французской забавой: пилоты из Франции составляли более половины всех участников. Толчком к мировой популярности ралли-рейда стал дебют в марафоне знаменитых пилотов Формулы-1 и Ле-Мана Анри Пескароло и Жаки Икса. Последний одержал победу в абсолютном зачете в 1983 году, до сих пор бельгиец удерживает третье место в истории ралли-рейда по количеству выигранных спецучастков.

В зачете «мото» тем временем блистал Юбер Ориоль: француз дважды первенствовал в «Париж – Дакаре», но в 1987 году сломал обе ноги за день до финиша марафона – в тот момент спортсмен уверенно лидировал в общем зачете. Лишившись возможности выступать на двух колесах, Ориоль пересел на четыре и в сезоне 1992 года занял первое место в категории автомобилей. После этого триумфа Юбер возглавил всю гонку: до 2004 года ветеран «дакаровского» движения создавал маршруты для участников и неустанно боролся за сохранение духа романтики и азарта в африканских декорациях.

Чтобы разнообразить дистанцию, ралли-рейд начал открывать новые страны. Привычными локациями стали эрги Мавритании и Марокко, время от времени гонка заезжала в Ливию, Египет, Кот д’Ивуар и Буркина-Фасо. Со временем из названия исчезла приставка «Париж»: ралли-рейд все чаще стартовал в других городах Франции, а время от времени даже переносил церемонию открытия куда-нибудь в Испанию или Португалию. Для краткости участники стали называть марафон Дакаром, так как независимо от промежуточных остановок гонка всегда финишировала в столице Сенегала на берегу Розового озера. Водоем, вода в котором действительно окрашена в розовый цвет благодаря выступающим на поверхность минералам, стал визитной карточкой финального дня: заключительный спецучасток неизменно проходил по пляжу, чтобы каждый добравшийся до финиша смог насладиться долгожданным оазисом после двух недель в пустыне.

Помимо естественных трудностей на пути участников нередко вставали сложности рукотворные: проживавшие в Сахаре племена кочевников то и дело пытались похитить кого-нибудь из участников, чтобы получить за него выкуп от богатых европейцев. Не меньшую опасность представляли минные поля: затянувшаяся война в Западной Сахаре вынуждала гонщиков пересекать зону военных действий, которые прекращались только на время Дакара.

Увы, такие «кошки-мышки» не могли продолжаться вечно. В 2008 году африканские ячейки международных террористических организаций задумали похитить всех лидеров гонки. Информация о предстоящем покушении дошла до французской разведки, и Дакар отменили в день старта. Так закончилась история самой длинной и изнурительной гонки в Сахаре – и началась история нового Дакара. Марафон переехал в Южную Америку.

С 2009 года ралли-рейд пролегает по гостеприимным землям Аргентины, Перу, Чили и Боливии. На смену безлюдным ландшафтам пришли грунтовки, от начала до конца облепленные страстными фанатами автоспорта. В расписание добавились высокогорные спецучастки, где машинам и пилотам приходится забираться на высоту четырех, а иногда и пяти километров. И, конечно, пустыня – на смену Тенере пришла Атакама, одна из самых засушливых пустынь на планете. Дух Дакара никуда не делся, он просто переехал к тем, кто больше ценит гонки и сильнее дорожит возможностью каждый год соревноваться с природой и самим собой.

В современном «Дакаре» новые герои. Среди мотоциклистов одну гонку за другой выигрывает Марк Кома на KTM; в зачете грузовиков уже двенадцать побед записала на свой счет команда «КАМАЗ-Мастер». В самом престижном классе автомобилей последние три победы одержали пилоты MINI ALL4 Racing – Стефан Петрансель и Хуан Рома.

Тридцать пятый по счету Дакар начнется и завершится в Буэнос-Айресе, а между стартом и финишем участников ждут девять тысяч километров бездорожья, высокогорий и бескомпромиссной борьбы с техникой и соперниками. Приключение стартует 4 января.

Конфигуратор