Специальное рекламное размещение
Mini на Дакар 2015.
Все будет ALL4.*

Как следить за ралли-рейдами.

*ALL4 — система полного привода
Где смотреть трансляции, что читать в интернете и как разобраться в правилах Дакара начинающему болельщику

Ралли-рейд Дакар проходит раз в году. 4 января участники выйдут на старт, а завершится марафон через тринадцать дней, 17 января. Чтобы разобраться в правилах не самого простого соревнования на планете и не пропустить ничего интересного, мы составили справочник болельщика. Здесь вы найдете все, от гоночной терминологии до расписания заездов и графика трансляций.

 

Как выиграть гонку?

Цель любой гонки – приехать раньше соперников. Особенность ралли-рейдов в том, что во время заезда соперники не знают результатов друг друга: участники отправляются на старт по очереди с интервалом в несколько минут, а на трассе практически не видят друг друга. Итоги подводятся вечером: проехав от 300 до 800 километров за день, спортсмены наконец узнают, кто был быстрейшим.

Впрочем, чтобы финишировать первым на Дакаре, гонщику мало ехать быстро – для победы здесь нужно сохранить машину после сотен километров по бездорожью, не завязнуть в песке, не потеряться в пустыне и не сбиться с курса при тотальном отсутствии ориентиров. А еще важно продолжать движение в любых условиях: стоит остановиться в пустыне, как машина мгновенно зарывается в мелкий песок. На выкапывание автомобиля можно потратить несколько часов.

 

 

Как превзойти соперника?

Ключевой момент – навигация. За день до старта экипаж получает «легенду» – так называется книга, в которой досконально прописан маршрут предстоящего спецучастка. Вечером штурман полностью прочитывает эту книгу, чтобы во время соревнования максимально точно и понятно рассказать своему пилоту, куда он должен ехать. Среди опытных участников Дакара бытует присказка: «Ошибается гонщик – теряются минуты. Ошибается штурман – теряются часы».

Стоит навигатору хотя бы раз ошибиться или просто неправильно прочитать слово, как автомобиль сразу же сходит с курса; на разбор полетов и выяснение правильного маршрута могут действительно уйти целые часы.

Впрочем, гонщик тоже не должен расслабляться. Любая дорожная карта подразумевает вариативность, а значит, пилот вправе решать, штурмовать ли очередной бархан с разгона или попробовать спокойно объехать его вокруг. Многое зависит от удачи: если организаторы прописали в легенде подъем на эрг, то вокруг вполне могут оказаться зыбучие пески, попадание в которые чревато сходом с дистанции. С той же вероятностью рядом может быть удобная объездная дорога, которая поможет сэкономить время. Рисковать или нет, каждый участник Дакара решает этот вопрос по много раз на дню.

 

Как считают отрывы?

Очкового зачета в Дакаре нет – все решает чистая скорость. Времена всех спецучастков каждого участника суммируются и дают итоговый результат: первым становится тот, кто преодолел всю дистанцию раньше других. Порой такая система дает непредсказуемые результаты. К примеру, в 2013 году гонщик команды «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев не выиграл ни одного «допа», но все равно занял первое место в «абсолюте» за счет своей стабильности и неудач конкурентов.

Правило Дакара, которое нужно заучить, как мантру: не пытайтесь выиграть минуты и секунды, доезжайте до финиша. Горячие головы закончат свою борьбу в пустыне.

 

Где смотреть и что читать?

В России телетрансляции ралли-рейда Дакар организуют два канала – Россия 2 и Eurosport. И там и там дневники марафона будут выходить глубокой ночью из-за семичасовой разницы во времени с Южной Америкой. К сожалению, русскоязычные комментаторы не всегда грамотны и объективны, а потому проверенную информацию лучше получать на официальном сайте Дакара или из аргентинских газет, корреспонденты которых присутствуют на месте событий. Если же выписывать газеты из Буэнос-Айреса слишком дорого, да и читать вы предпочитаете не на испанском, а на русском языке, лучшим вариантом станет блог Autonews на этом сайте. Наш человек отправился в Южную Америку специально для того, чтобы рассказывать самые важные новости и наиболее яркие истории Дакара-2015.

 

За кого болеть?

Тут каждый решает сам. Кого-то вдохновляет Алеш Лопрайс, который с минимумом средств и горсткой механиков на равных борется с мастодонтами грузового зачета на КАМАЗ и IVECO, а кто-то восхищается пилотом NASCAR Робби Гордоном: гонщик каждый день проезжает по принципу «все или ничего», не стесняется в выражениях и делом показывает, что такое настоящая спортивная злость.

В России наверняка будут болеть за соотечественников. В грузовом зачете это команда «КАМАЗ-Мастер», выставляющая на старт сразу четыре грузовика. Среди квадроциклистов цвета российского флага защищает Сергей Карякин. В наиболее престижном классе внедорожников за победу будут бороться пилоты MINI: среди гонщиков этой команды есть экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова, а также дуэт казахстанца Айдына Рахимбаева с россиянином Антоном Николаевым.

Вместе с пилотами из СНГ в составе MINI выступит действующий победитель Дакара Хуан Рома и бронзовый призер Олимпийских игр, а также бывший триумфатор Дакара Нассер Аль-Аттия. Для любителей ралли-рейдов это имя говорит о многом: именно Аль-Аттию из года в год считают фаворитом марафона, а непосредственное поведение катарца вкупе с его обаянием и постоянной заряженностью на победу делают Нассера одним из самых популярных гонщиков на бивуаке.

 

Словарь Дакара

Как в любом виде спорта, в ралли-рейдах существует своя терминология. Итак, учимся проходить проверку «свой-чужой» на встрече с профессиональными поклонниками Дакара: запоминаем ключевые слова, которые помогут ориентироваться в ежедневно меняющихся обстоятельствах.

Спецучасток, он же «доп» (от словосочетания «дополнительный участок») – отрезок дороги, на котором засекается время его преодоления. Результаты спецучастков формируют общий зачет, выявляющий победителя.

Перегон, он же лиазон (от фр. liaison – связка) – дорожная секция, или связка, между спецучастками. Необходима для того, чтобы гонщики смогли выехать из города на дикую природу, не соревнуясь с обычными чилийцами и аргентинцами на личных машинах.

Стенограмма, она же легенда – документ, по которому едет экипаж, маршрутная карта, обязательная к исполнению.

Экипаж – участники Дакара, проезжающие марафон в одной машине. В зачете мотоциклов экипаж состоит из одного человека, у внедорожников – из двух, пилота и штурмана. В грузовом экипаже к дуэту присоединяется механик.

Техничка – автомобиль или грузовик технического сопровождения, который едет вслед за участниками и везет запасные части. Технички приходят на выручку к тем, у кого ломается машина на спецучастке: подвозят недостающие детали, помогают заменить колесо, а в крайнем случае берут на буксир и довозят экипаж до мест обитания людей.

Бивуак – место ночлега для всех участников Дакара. Представляет собой палаточный лагерь, расположенный на аэродроме или похожей плоской площадке. Между спецучастками пилоты и штурманы живут в палатках и едят на общей кухне.

Конфигуратор